Метану в настоящее время отводится центральная роль во всех спорах, касающихся поиска и использования альтернативных видов топлива для автомобилей. Многие считают именно его основным конкурентом дизельного топлива и бензина.
В мире популярность метана сейчас довольно высока: в Италии, Китае, США и многих других странах мира спецтехника и общественный транспорт заправляется только этим топливом с высоким уровнем экологичности. Тенденцию перевода автомобилей на метан в этом году поддержала и Российская Федерация, где сконцентрированы самые значительные по объему месторождения «голубого топлива».
Газ – будьте внимательны
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Метан – это самая значительная составляющая природного газа, в качестве топлива от применяется в компрессированном (сжатом) виде. Нередко его путают со сжиженным углеводородным газом пропан-бутаном, который также применяют как топливо для автомобилей. Но путать их нельзя, поскольку они абсолютно разные! Метан – это готовое природное топливо, которое на заправочные станции поступает фактически напрямую с мест его добычи. Тогда как пропан-бутан представляет собой смесь, производимую на нефтеперерабатывающих предприятиях. Метан перед заправкой в автомобильный бак сжимается в специальном компрессоре, поэтому его просто невозможно испортить или разбавить – его состав всегда стабилен.
Почему именно метан?
Метан сейчас многие считают самым перспективным видом топлива, и совершенно обоснованно. Его стоимость весьма привлекательна – заправка автомобиля обходится дешевле, чем дизелем или бензином, в два-три раза. В некоторой степени на низкую цену метана оказывает влияние ее регулирование в России на законодательном уровне, согласно которому она не может подниматься выше 50% стоимости бензина марки А-80. Благодаря этому сегодня кубометр метана стоит порядка 9-12 рублей.
С экологической точки зрения метан вообще вне конкуренции – природный газ на данный момент считается самым экологичным видом топлива в мире. Он полностью отвечает требованиям Евро 5, а объем выбросов при его применении снижается в несколько раз. В отработанных газах метанового силового агрегата по сравнению с бензином находится в два-три раза меньше окиси углерода и окиси азота, а 9 раз меньше задымленность. Но самое главное, в нем совершенно нет соединений свинца и серы, которые более всего вредят и человеческому здоровью, и состоянию атмосферы. Именно высокая экологичность стала причиной перевода на метан транспорта во всем мире.
Воздушная проблема
Основным аргументом противников метана была и остается взровоопасность этого газа. В отношении метана подобные утверждения опровергаются без труда, и об этом известно любому школьнику. Чтобы газ воспламенился или взорвался, его необходимо в определенной пропорции смешать с воздухом. А метан образовывать смесь неспособен, поскольку он легче воздуха и сразу улетучивается. К тому же его порог воспламенения очень высок, что позволило отнести метан к 4-ому классу безопасности – самому высокому среди горючих веществ. Согласно этой классификации пропан-бутану присужден 2 класс, а бензину – 3 класс.
Безопасность баллонов, заполненных метаном, подтверждают и регулярно проводимые краш-тесты. Эти резервуары на предприятии-изготовителе проходят множество испытаний и тестов на прочность – падение с большой высоты, воздействие экстремально высоких температур, прострел из оружия. Толщина стенок емкостей позволяет им выдерживать любые удары и рабочее давление в 200 атмосфер. Баллоны оснащены специальной арматурой с автоматическом устройством гарантии безопасности – особый мультиклапан в опасной ситуации перекрывает подачу газа в мотор моментально. По данным эксперимента, поставленного в США, когда за 2 400 машинами, работающими на метана, наблюдали в течение 10 лет, ни один установленный на них баллон не был поврежден, несмотря на то, что было зафиксировано 1 360 столкновений.
Так ли выгодно?
Вопрос, который интересует всех без исключений владельцев автомобилей, — так ли выгодно переводить двигатели на метан? Расчеты лучше всего продемонстрируют размер экономии.
Метан можно использовать двумя разными способами – приобрести заводскую модель автомобиля, работающего на метане, или переоборудовать машину, дополнительно установив специальное ГБО (газобаллонное оборудование).
Доверять установку ГБО можно только специалистам, причем именно сертифицированных центров. Только так можно рассчитывать на безопасность и качество. Переоборудование автомобиля обычно занимает 1-2 дня и обходится порядка 50 000 рублей. Не составит труда и выбрать метановую машину. BMW, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen и многие другие предприятия производят модели с метановыми силовыми агрегатами. Разница в стоимости между моделью на метане и автомобилем на традиционном топливе составляет порядка 150-200 тысяч рублей.
Сделаем расчет, ставя целью окупить разницу в стоимости обычной и метановой машины (150-200 тысяч рублей) или расходы на переоборудование машины (50 тысяч рублей). Кубометр метана в среднем стоит 9-12 рублей. Пусть автомобиль проезжает 30 тысяч километров в год. Тогда заправка метаном обойдется в 40 тысяч рублей (расход метана аналогичен расходу бензина и составляет 15 м3 на 100 км). Если автомобиль заправлять только бензином, то затраты при тех же условиях составят 135 тысяч рублей. Выходит, что за 1 год передвижения на метане экономится 95 тысяч рублей. Так что затраты на переоборудование машины окупаются за первые 6 месяцев, а покупка метановой модели – за полтора года.
Природный газ обладает такими существенными преимуществами, что выгода от его применения никаких сомнений не вызывает. Чтобы все желающие могли без проблем заправлять свои автомобили метаном, в России сейчас развернуто широкомасштабное строительство развернутой газозаправочной инфраструктуры. По планам в стране к 2020 году будет построено не менее 2 тысяч метановых заправок, а в будущем их станет столько, что станет возможным массовый переход российских автовладельцев на метан. Хотя вы можете уже сегодня перейти на экологичное современное топливо и начать экономить.