В последнее время резко повысился интерес к вопросу замены катушки зажигания. Выступающая наравне с трамблером основой полноценного и эффективного функционирования любого транспортного средства, в случае поломки она становится причиной как «местных» проблем, так и может полностью остановить всю работу двигателя.
Мы не станем сейчас советовать пробовать проверить катушку зажигания путем наличия искры между авто и свечой – он не безопасен и часто приводит к еще более худшим последствиям. Самый верный способ – вооружиться двухрежимным мультиметром (прибором, позволяющим осуществлять проверку на сопротивление и напряжение).
Что такое катушка зажигания, ее функции и предназначение
Давайте для начала заострим внимание на устройстве автомобиля. Элемент системы зажигания, трамблер находится в верхней части двигателя и является «приемником» низковольтного тока. Катушка зажигания (или бобина) служит преобразователем этого тока в ток высокого напряжения. Однако прежде чем он будет преобразован, ток проходит свой путь от аккумуляторной батареи по бортовой сети до трамблера. Это именно то место, в котором осуществляется конечный «переход» образованного высоковольтного тока на главный, идущий на свечу провод.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Далее все выглядит следующим образом : тщательно вкрученные свечи зажигания подают искру в камеру сгорания топлива, как результат – вспыхивание. Качество поступаемого тока решает ряд задач:
- Своевременность зажигания топлива, вызванная оперативной подачей тока;
- Обеспечение необходимой «вольтовости».
Возникают ситуации, когда в силу проблем с катушкой или системой зажигания в целом ток подается неэффективно. Как результат – мотор отказывается запускаться, можно различить идущий от глушителя неприятный запах бензина. В таких случаях водитель решает, что настало время проверить катушку зажигания.
«Почему так?» — причины поломки катушки зажигания
Менять катушку зажигания порой приходится по разным причинам. Однако основная «беда» кроется в следующих моментах:
- Изношенность узла катушки или ее деталей;
- Нарушение схемы зажигания;
- Бракованные детали — свечи;
- Пробитые провода.
Самый популярный метод протестировать катушку кроется в последовательном выполнении ряда действий. Сначала откручивается одна из свечей и высоковольтный провод. Затем свеча вдевается в провод и прикладывается к кузову авто с целью проверки возникновения искры. Одновременно с этим происходит запуск двигателя. И если в это время между транспортным средством и свечой проскакивает искра, с катушкой зажигания все в порядке. Если нет – элемент требует замены.
Такой метод проверки работоспособности катушки кочует от автомобилиста к автомобилисту и по сей день пользуется спросом. Однако мало кто догадывается, что такой «метод» годится далеко не для каждой системы зажигания, а в ряде моментов даже может вывести из строя рабочую катушку. Яркий пример – Honda 2001 года выпуска.
Помните – не всегда катушка зажигания является причиной заглохшего мотора. Прежде чем «проводить над ней опыты», убедитесь в том, что провода и свечи находятся в работоспособном состоянии. Водители-новички вообще могут в силу своей малоопытности «грешить» на поломку катушки зажигания при отсутствии в баке топлива. Как бы то ни было, если вы действительно сомневаетесь в эффективности работы катушки зажигания, проводите ее проверку в гаражных условиях.
Как можно проверить катушку зажигания электроизмерительным прибором?
Итак, все другие причины отметены, и настал черед протестировать работу катушки. Познакомимся с ней поближе! В первую очередь, бросается в глаза не пропускающий ток корпус – он выполнен из эбонита. Сверху на этом корпусе находится крышка, содержащая клемму. Что касается ее внутреннего содержания, там имеется изоляционный материал, винты, сердечник, пружина центральной клеммы и др. В большинстве своем выходит из строя одна из «внутренних» составляющих катушки, однако пробои корпуса также не исключение.
Перейдем от теории к практике! Испытание катушки зажигания производим таким образом:
- Отгибается фиксатор
- От трамблера отсоединяется колодка жгута проводов
- Берется мультиметр и переключается на режим измерения в вольтах
- Настроенный прибор с одной стороны присоединяется к катушке, с другой – к автомобильному корпусу.
Нормальная реакция – напряжение, равное 12 В. При отклонении от нормы корень зла кроется в неисправности ЭСУД или электрической цепи трамблера.
Задача №1 выполнена, переходим к задаче №2 – проверка обмотки катушки:
- Мультиметр переключается на режим измерения в Омах
- Настроенное устройство ставится выводами к катушке (A/B, затем B/C)
Верный показатель – 2 Ом при любых измерениях. При других значениях налицо разрыв обмотки, и следует поменять катушку зажигания. Процедура тестирования вторичной обмотки аналогична. В данном тесте стандарт – 5 Ом.
Как проверить сопротивление катушки зажигания смотрите на видео:
Задача №3 – тестирование трамблера на замыкание двух обмоток. Цепь действий предельно проста:
- Мультиметр настраивается на режим измерения в Омах
- Устройство подсоединяется к выводу катушки А и к высоковольтному выходу
Правильно функционирующее устройство будет показывать сопротивление, стремящееся к бесконечности.
Особенности бесконтактной системы зажигания
В автомобилестроительной промышленности помимо контактной системы зажигания существует еще и бесконтактный вариант. Суть данного способа заключается в возникновении тока путем вращения в обмотке магнита.
Как правило, БЗС отличается более длительным сроком эксплуатации и эффективностью. Она способна выдерживать температурный режим в пределах от -40°С до +80°С. Сама она располагается под капотом, а катушка и датчик размещаются на месте стандартной системы зажигания.
Для того чтобы определиться, нужно ли поменять катушку зажигания или необязательно, в данном случае достаточно провести тестирование проводов, соединяющих датчик с коммутатором. Однако иногда есть вероятность надрыва провода между коммутатором и катушкой.
Напоследок хотелось бы подчеркнуть основные моменты статьи:
- Исключите вариант проверки работоспособности катушки зажигания путем выявления искры между свечой и кузовом авто!
- Проверяйте работу катушки только электроизмерительным прибором!
- Запах жженной обмотки скажет все сам за себя – катушку уже не спасти.
Как снять катушку зажигания на примере ВАЗ 21114:
Как снять катушку зажигания на примере Пежо 306:
Как проверить катушку зажигания прямо на автомобиле:
Как поменять катушку зажигания: