Подавляющее большинство современных автомобилей имеют водяное охлаждение двигателя, что повышает эффективность использования топлива. Одной из важных деталей водяной системы охлаждения выступает термостат, устанавливают который в промежутке между двигателем и радиатором. Используется термостат для ускорения адаптации двигателя и автоматического регулирования потока нагретой двигателем воды.
При старте холодного двигателя циркулирующая в блоке цилиндров вода с растворенными в ней специальными веществами, начинает нагреваться, но без термостата разогрев жидкости до оптимальной температуры в 90 – 95 градусов был бы длительным. Кроме того, при холодном двигателе его детали изнашиваются быстрее, а уровень потребления топлива возрастает, как и уровень вредных выхлопов. При достижении необходимой температуры термостат открывается и выпускает поток разогретой жидкости в радиатор.
Работу термостата можно проверить простым нагреванием его в кастрюле. Наполненной водой и поставленной на плиту. Перед закипанием воды в кастрюле клапан термостата приоткроется (обычно просвет составляет около 2 см).
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Устройство термостата
Для изготовления термостата применяют латунь и медь, поскольку эти материалы отличаются высокой теплопроводностью. В качестве основного «рабочего органа» используется искусственный воск, заключенный в цилиндре, обращенном в сторону двигателя. При нагреве и достижении температуры 82 градусов воск начинает плавиться, что приводит к значительному увеличению его объема. Подвижная часть устройства представлена штырем, один конец которого погружается в воск (вдавливается в цилиндр), а второй – подсоединен к клапану.
Расширяющийся воск толкает штырь, который открывает клапан, благодаря чему нагретая жидкость начинает поступать в радиатор. После отключения двигателя вода в системе остывает, воск охлаждается и затвердевает, уменьшаясь в объеме, и клапан закрывается либо самостоятельно, либо под действием возвратной пружины.
Выход из строя термостата может характеризоваться длительным нагревом двигателя при старте, но если поломка закрывает термостат, то двигатель может перегреться, даже если в радиаторе будет холодная жидкость. Циркулирующая «по малому кругу» жидкость значительно ограничена в объеме и практически не достигает радиатора.
Наиболее частой, хотя и не единственной причиной выхода из строя термостата считается коррозия. Это может произойти в любой момент, поэтому опытные водители и специалисты рекомендуют менять термостат через каждые два года эксплуатации. Это недорогая деталь, но ее поломка может причинить массу неудобств.
Как проверить работоспособность термостата
Для проверки работы термостата необходимо запустить двигатель и нагревать его до тех пор, пока стрелка датчика температуры не покажет какие-то данные, но при этом не стоит переводить ее в красную зону. После этого двигатель выключается, и дальнейшие действия проводятся под капотом.
Необходимо найти верхний и нижний шланги радиатора. Верхний найти очень просто, поскольку он отходит от верхней части и имеет довольно большое сечение. Нижний обычно имеет такой же вид, как и верхний, но располагается в нижней и противоположной части радиатора. Оба шланга крепятся к радиатору с помощью хомутов. Осторожно прикоснитесь к обоим шлангам. Если один них на ощупь холодный, а другой горячий – термостат следует заменить как можно скорее.
Второй способ проверки работоспособности термостата потребует его снятия. Для этого нужно провести опыт с кастрюлей, и визуально проконтролировать открытие клапана. Если этого не происходит после закипания воды в кастрюле или другой емкости, то стоит немедленно приобрести новый термостат и установить его вместо старого.
При выборе термостата для замены лучше использовать рекомендуемые производителем модели. Как правило, термостаты могут использоваться других моделей и модификаций, но при приобретении стоит обращать внимание на температуру срабатывания, поскольку разные системы автомобилей могут иметь разные температуры открытия клапана. Чтобы избежать перегрева двигателя, лучше отдать предпочтение термостату с более низкой температурой срабатывания.
Стоимость термостатов для отечественных автомобилей, например ВАЗов, обычно находится в пределах 300 – 500 рублей, в то время как для представителей зарубежного автопрома стоимость термостатов начинается с 500 и может достигать нескольких тысяч рублей. В большинстве случаев используются широко распространенные марки Wahler или Gates.