Шины появились с обиходе достаточно давно, патент на первый образец был получен еще в далеком 1846 году. С того времени практически каждый день автомобилисты сталкиваются с проблемой поврежденных шин. Да и снижение давления в них также небезопасно, недаром в инструкции по обслуживанию транспортного средства пункт о ежедневной проверке стоит практически всегда на первом месте.
Если давление в покрышке упало, сразу же увеличивается сопротивление качению. А это значит, что будет увеличиваться расход топлива, станет интенсивной эксплуатация шин и они преждевременно выйдут из строя. Неопытный водитель, не заметив, что машину немного уводит в сторону, может еще долгое время продолжать движение. А это опасно, ведь при экстренном маневре (повороте или торможении) покрышка с уменьшенным давлением может просто сорваться с диска. В этом случае серьезной аварии не избежать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Следовательно, ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы давление в шинах уменьшилось и оставалось таким долго. Чем раньше автовладелец решит проблему, тем лучше. Оптимальный вариант – проверять давление в них перед каждым выездом на дорогу.
Однако далеко не все водители четко выполняют все предписанные инструкции, ведь для их выполнения нужно поочередно к каждой покрышке подсоединить насос и манометр, а это заберет драгоценные минуты. Плюс к этому бывают и дополнительные факторы, которые останавливают человека в проверке шин, например, сильный мороз. Благо, сейчас есть специальные устройства, которые позволяют контролировать давление без выполнения этой утомительной манипуляции.
Самая простая система, получившая распространение – индикаторные колпачки, установленные на вентили подкачки. При уменьшении давления они меняют свой цвет. Допустим, если показатель снижается ниже 2 атм., они становятся желтыми, упадет еще ниже – индикатор станет красным (фиолетовым, зеленым).
Лишь взглянув на колпачки, водитель поймет, что с покрышками произошла неприятность и нужно уделить им внимание перед выездом. Система, конечно, проста и универсальна, однако недостаточно информативна, именно этот недостаток заставил разработчиков работать дальше и создавать более совершенные технологии.
Кроме того, некоторые водители отказываются от колпачков-индикаторов, объясняя это тем, что для каждого транспортного средства необходимо подбирать устройства индивидуально: для одной машины уровень давления может быть нормальным, для другой – неприемлемым. Сложность в выборе колпачков можно назвать еще одним недостатком.
Чтобы заметить снижение давления в шинах, находясь в салоне автомобиля и управлял им, нужно обеспечить информирование с помощью электронной системы. Идеально, если на приборной панели будет появляться сообщение о падении давления сразу же после того, как это произойдет. В экстренной ситуации водителю важно знать о своем транспортном средстве все, чтобы правильно отреагировать.
Такая система контроля вовремя оповестит водителя о неприятности, причем для остановки будет достаточно времени, чтобы без риска для себя и других участников движения можно было припарковаться в безопасном месте. Она незаменима при постепенном уменьшении давления, при серьезном же проколе или взрыве покрышки она не будет эффективна.
По сути, в экстренной ситуации водитель и без приспособлений увидит, что произошло. А вот предотвратить аварию можно. Некоторые современные системы передают сведения о давлении и температуре воздуха в шине не только на приборную панель, но и на телефон или гаджет, это делает их использование еще более эффективными.
Но сейчас известны и более совершенные технологии, они работают не с использованием «традиционных» датчиков, а с ABS. В серийной комплектации они встречаются чаще всего. В чем их суть?
Электронная система определяет и сравнивает частоту вращения каждого из колес. Исходя из того, что при падении давления в шине она начинает вращаться быстрее, легко понять, что при сравнении показателей удается установить, в какой из покрышек происходит утечка воздуха. Когда фиксируется значительная разница в частоте вращения колес и увеличение нагрузки на ось, система подает тревожный сигнал на переднюю панель в салоне машины.
Есть ли недостатки в работе такой системы? Конечно, есть. Во-первых, при длительных, затяжных поворотах она будет подавать неверные сведения, чем введет водителя в заблуждение. Опытный специалист определит источник ошибки, неопытный же новичок потратит время на проверку впустую.
Во-вторых, косвенная технология оценки неприменима, если на транспортном средстве установлены шины с Run-Flat. Она подразумевает, что даже при значительном падении в покрышках их высота будет сохраняться на безопасном уровне – компенсация происходит на 30-40 %.
А это значит, что частота вращения колеса будет сохраняться на том же уровне, что и с целой покрышкой, ее будут удерживать боковые стенки. Однако опасное уменьшение давления в покрышке будет увеличиваться. Машина будет двигаться с прежней скоростью и водитель не будет даже подозревать, что произошел прокол.
Поэтому остается актуальным старое правило: доверять системам можно, но для гарантии безопасности, все же, автомобилисту нужно самостоятельно проверять целостность покрышек. Ничего, кроме личного контроля, не обеспечит стопроцентную исправность автомобиля.