Важной деталью автомобиля является ремень газораспределительного механизма (ГРМ), обеспечивающий нормальное функционирование двигателя. Однако, начинающие водители вряд ли скажут, что он собой представляет и где находится. В частности, они узнают о его существовании в момент поломки, когда требуется замена ремня ГРМ. А если поломка случается на дороге, то водителю предстоит справиться с такой задачей самостоятельно. Если, конечно, его попутчик не окажется механиком. Но поговорим о том, как заменить ремень без посторонней помощи.
Что представляет собой ГРМ
При помощи этого механизма в цилиндры своевременно впускается свежий заряд горючей смеси и выпускаются отработавшие газы. В состав ГРМ входит: распредвал, механический программатор, приводы, звенья, клапана и другие элементы. В принципе, знание этой информации не требуется для выполнения замены ремня, но для общей осведомленности она не будет излишней.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Стоит понимать, что распределительный и коленчатый валы должны работать синхронно, поскольку слаженность их действий влияет на качество работы ГРМ, управляющего этапами газораспределения автомобильного двигателя. В свою очередь, ремень ГРМ играет ключевую роль – он обеспечивает поворот распредвала с заданной скоростью, которая в два раза меньше, нежели угловая скорость коленвала. Помимо этого, он сглаживает пульсацию ДВС и гарантирует равномерную работу шкивов валов.
Что обеспечивает вращение валов ГРМ?
Если посмотреть под шкив распределительного вала, то можно увидеть пару роликов, разместившихся справа (опорный) и слева (натяжной). Опорный ролик имеет отверстие, немного смещенное от его оси. Если вы проводите ремонт авто своими руками, то нужно учитывать это во время регулировки. Так вы сможете правильно отладить работу двигателя за счет ремня.
Устанавливая фазы газораспределения, обратите внимание на особые метки, нанесенные на различные детали – шкивы, корпус масляного насоса и др.
Самостоятельное устранение поломки
Рассмотрим процесс замены ремня ГРМ без помощи специалиста на примере машины Форд Фокус.
С учетом данных, прописанных в документации, менять ремень требуется периодически, а не в случае нарушения целостности. В данном случае установка нового ремня рекомендуется после каждых 160 000 км пробега. Поскольку устройство автомобиля обладает сложной конструкцией, то стоимость проведения работ по замене этой детали будет выше. Поэтому ремень ГРМ дешевле менять самому.
Чтобы поменять испорченный ремень, потребуется подготовить необходимые инструменты. Вам не обойтись без:
- специального ключа для регулирования натяжного ролика;
- накидного ключа (17);
- фомки или большой отвертки;
- ключа на 15;
- инструмента, при помощи которого будут извлекаться стопорные кольца.
Когда требуется замена ремня ГРМ?
Оценить, в каком состоянии находится ремень, и необходима ли его замена, можно визуально — для этого следует отогнуть кожух. Для полного осмотра ремня требуется прокрутка двигателя. При наличии на осматриваемой детали трещин или ниток потребуется ее незамедлительная замена. Иначе возникнут серьезные проблемы с двигателем.
Также установка нового ремня рекомендуется:
- при наличии дефектов;
- если явно видно, что изнутри ременные зубцы износились;
- если на ремне имеются масляные подтеки.
Как снять старый ремень?
Первым делом потребуется снять кожух ГРМ, который обычно фиксируется двумя болтами — откручиваем их. Затем приступаем к выкручиванию болтов, предназначенных для крепления картерной защиты. Здесь пользуемся ключами №17 и 13. Снятие защиты мотора выполняется для упрощения доступности к приводу, который нуждается в тщательном осмотре.
После этого выкручиваем крепежные болты на компрессоре и снимаем компрессорный ремень.
Далее компрессор возвращается в исходное положение. Для правильной установки нового ремня ГРМ обратите внимание на метки на старом.
Для обесточивания всех контактов снимается клемма, находящаяся на аккумуляторной батарее. Чтобы обезопасить себя полностью, клемму лучше поместить в чехол из резины. Далее приступаем к снятию бака жидкости ГУР и патрубков охлаждающей жидкости.
Выкрутив болты, держащие генератор, приступаем к снятию клеммы. При этом она удаляется вместе с фишкой, находящейся справа. Извлекать нужно и сам генератор – это выполняется после откручивания нижнего болта. Таким образом, у вас будет возможность добраться до ремня ГРМ.
При помощи ключа на 10 выкручиваем болты и снимаем шкив помпы.
Теперь наступает самый важный момент – снятие защиты ремня. Для чего потребуется избавиться от пяти болтов, расположенных сверху, снизу и в центре (именно в такой последовательности).
Устанавливаем новый ремень
Вот вы и сняли старый ремень своими руками, теперь предстоит поставить новый. Стоит заметить, что стоимость новой детали может быть различной, ее стоимость определяется производителем.
Перед заменой шлеи стоит зафиксировать маховик – это исключит его движение, когда вы будете ставить новый ремень. Для этого нужно снять стартер и вместо него установить приспособление, фиксирующее маховик. Профессионалам при выполнении такой работы не нужно снимать стартер – они обходятся откручиванием болта в нижней его части.
При выставлении муфты, КПП должна находиться на «нейтралке», при этом муфта оборачивается 11 раз по направлению часовой стрелки. После этого, на место заглушки вкручиваем болт, которым крепится коленвал. Не забудьте отметить положение маховика, такая метка пригодится при необходимости регулировки.
Далее нужно закрепить коленвал двумя болтами, а для удержания шкива установить специальный ключ.
Для снятия опоры мотора воспользуйтесь домкратом и выкрутите 4 болта, после чего извлеките держатель опоры.
Открученный болт коленвала осмотрите на изношенность, при необходимости замените его.
Раскачивая держатель шкива, снимите сам шкив. И не забудьте закрепить установленную на муфту «бабочку».
Менять ремень механизма газораспределения и ролики следует только после того, как снята крышка зубчатого шкива. После ослабления натяжного ролика ГРМ устанавливается чека, что позволяет легко извлечь ролики и ремень.
Теперь переходим непосредственно к замене. После установки нового ремня грм требуется затянуть натяжитель. При изношенности роликов выполняют их замену.
После затягивания болта коленвала обязательно проверяется метка на маховике, после чего детали собираются в том порядке, в котором проводилась разборка. По окончанию работы проверяется, как работает машина.
Выполнить такой ремонт самостоятельно несложно. Понятно, что для этого необходимо иметь базовые знания в области ремонта автомобиля и хоть немного разбираться в его «начинке». Если вы этим не владеете, то лучше воспользоваться услугами автосервиса.
А автомобилисты, неплохо знающие устройство своей машины, справятся с поставленной задачей без особого труда. Тем более, если следовать инструкции, то сделать это будет легко.
В конце хотелось отметить важность регулярной замены ремня ГРМ, поскольку игнорирование рекомендаций производителя приведет к поломке двигателя. А его ремонт обойдется гораздо дороже. Следует постоянно следить за состоянием этой детали, поскольку на её преждевременный выход из строя могут влиять различные факторы – например, манера вождения, дорожные и климатические условия.
Автомобилю требуется постоянный уход, только тогда владелец может надеяться на его надежность и безопасность.
Смотрите также видео о замене ремня ГРМ на примере Рено Логан:
One Comment on “Замена ремня ГРМ своими руками”
Очень подробно. Спасибо автору. Для новичков информация, правда, сложновата будет.