Новый автомобиль обычно ассоциируется у нас с девственной чистоты шинами, блестящим полиэтиленом, которым обёртывают кресла и оклеивают шильдики, ну и, конечно же, запахом нового авто! А не задумывались ли вы, откуда берётся этот запах? Нет? Тогда давайте проясним этот вопрос.
У различных автомашин и запахи, естественно, различаются. Марка машины, способ отделки салона — всё это имеет значение. Как правило, основой отделки салонов современных автомобилей являются детали из пластика, которые содержат герметизирующие и адгезивные вещества. Сотрудники МГМУ им. Сеченова (каф. экологии человека и окружающей среды) объяснили нашему порталу, что в салонах автомобилей можно обнаружить весьма разнообразные органические соединения. Среди них — фенол и ксилол. Фенол применяется для создания эпоксидных смол, а ароматический углеводород ксилол известен как растворитель красок и лаков.
Следящие за своим здоровьем люди, наверное, осведомлены, что повышенное содержание фенола отрицательно влияет как на нервную систему человека, так и его слизистую оболочку. Кроме этого, такие химические элементы как хлор и бром тоже опасны для здоровья. А ведь первый находится в составе пластификатора (он делает пластик эластичнее), а из второго состоят материалы, которые применяют при отделке огнеустойчивых добавок.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
При попадании прямых солнечных лучей, бром начинает активно выделяться, и может оказывать негативное воздействие на организм человека, что может привести к серьёзным гормональным нарушениям и даже ухудшению слуха. От хлора могут пострадать печень и почки. А свинец, влияние которого тоже опасно для почек, может привести ещё и к заболеваниям репродуктивной системы. И даже в натуральной коже присутствуют опасные в высоких дозах альдегиды. Словом, запах от нового авто хоть и приятен, но пользы от его вдыхания ждать не стоит.
Паниковать, однако, не стоит: при имеющейся концентрации упомянутых веществ в воздухе находиться в машине вполне безопасно. Но вот интересный факт: внутри подержанных авто, где выделения негативных веществ со временем сократились (даже на ничтожно малые доли процента), воздух здоровее, чем в только что приобретенных.
Справедливости ради нужно сказать, что токсичность интерьеров, в новых авто снижается из года в год. Научное издание Healthystuff отмечает, что более 50% от всех выпущенных машин в материалах для отделки салонов бром не применяют.
Прошлой осенью новенькая Tesla, в салоне которой стоял ещё сильный запах, стала предметом для судебного разбирательства. 63-летний водитель, Навиндра Кумар Джейн, находясь за рулём только что приобретённой Model S, заснул и, выехав на встречную полосу, насмерть сбил велосипедиста. В полиции Навиндра заявил, что заснул от сильного «запаха нового авто».
Проведённые впоследствии химический анализ и экспертиза доказали абсурдность такого заявления, так как усыпляющих веществ не было выявлено. Судебный иск, который незадачливый водитель всё же выдвинул против Tesla, обвиняя её в производстве автомашин «опасных для повседневного пользования», он проиграл.