Сравнительно недавно о системах безопасности в автомобилестроении понятия не имели. Это сейчас уже никого не удивишь системами курсовой устойчивости, антиблокировочной системой и подушками безопасности. Среди автомобилей недавнего прошлого и современности имеются своеобразные «чемпионы» по представляемой опасности для своих пассажиров и окружающих.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Darracq 1905
Гоночный автомобиль, оснащенный бензиновым двигателем мощностью 200 л.с., был настоящей легендой автогонок в начале двадцатого века. На его счету имеется множество рекордов скорости для тех лет. Но он являлся рекордсменом не только в скоростных достижениях и технических характеристиках, сегодня Дарракк 1905 признан автомобилем с самым опасным для водителя и пассажира салоном.
Собственно, салона, как такового, у этого авто не было. Непосредственно на шасси были установлены два сиденья, одно для водителя, другое для пассажира. Пассажирское сиденье было установлено с небольшим смещением назад для того, чтобы пассажир мог держаться за плечи водителя на крутых виражах. Сам водитель при этом мог крепко держаться только за одну точку опоры – рулевое колесо.
Ford Model T
Автомобили начала двадцатого столетия оснащались лобовыми, задними и боковыми окнами, изготовленными из обычного стекла. При авариях и столкновениях такие стекла разбивались на множество осколков и своими острыми краями поранили массу пассажиров и водителей транспортных средств того времени. Не был исключением и Ford Model T, являвшийся самым массовым автомобилем в те годы. Но, к счастью, в 1920 году произошло событие, которое перевернуло представление о безопасности в автомобилестроении.
Появился Ford A, окна которого были изготовлены по технологии «триплекс». Согласно этой технологии между двумя слоями стекла помещалась прозрачная гибкая пленка, соединяющая их между собой с помощью специального клея, не ухудшающего оптические параметры стекла и обзор. Благодаря этому разрушенные в результате удара окна автомобиля не разлетались на мелкие осколки, а оставались связанными с приклеенной к ним пленкой.
Yugo GV
В 1985 году югославская компания Застава по проекту американского предпринимателя Малколма Бриклина начала производство сверхбюджетной малолитражки Yugo GV, которую считают самым худшим автомобилем за всю историю отрасли. Технические характеристики рассматривать не будем, это отдельная тема, поговорим о безопасности. Это авто было абсолютно лишено даже минимальных систем и средств, обеспечивающих безопасность пассажиров и водителя.
Даже элементарных ремней в комплектации предусмотрено не было. Низкое качество металла и материалов приводило к тому, что даже при легких столкновениях кузов Юго ГВ сминался как картонный стаканчик, не обеспечивая защиту ни пассажирам, ни водителю. Еще одной существенной проблемой Yugo GV была электропроводка. Низкое качество изоляционных материалов и монтажа приводило к постоянным коротким замыканиям, иногда приводящим к возгораниям.
Peel Trident
Трехколесный Peel Trident образца 1966 года является одним из самых миниатюрных автомобилей, выпущенных серийно. Его фото появились в автомобильных изданиях в разделах типа «авто-шутка». Минимальные габаритные размеры и вес позволяли владельцу буквально таскать его за собой при помощи специальной ручки, выполненной в задней части кузова. Максимальная скорость, развиваемая этим авто, составляла 45 км/час.
Трехколесная конструкция при вхождении в вираж представляла реальную опасность для пассажиров, поскольку обнаружила склонность к опрокидыванию даже на минимальных скоростях. С учетом того, что никаких систем пассивной и активной безопасности для Peel Trident предусмотрено не было (даже пресловутых дуг безопасности под прозрачной пластиковой крышей), то передвижение на таком транспортном средстве было чревато фатальными последствиями. Радует только тот факт, что было выпущено всего несколько десятков экземпляров Peel Trident.
Tata Nano
По результатам краш-тестов, проведенных комитетом Global NCAP в этом году, самый низкий рейтинг безопасности получил индийский автомобиль Tata Nano, его даже назвали «наилучшим инструментом для суицида за рулем». В ходе испытаний манекеном-водителем были получены «травмы, несовместимые с жизнью».
Прочностные характеристики кузова малолитражки оказалась до такой степени низкими, что системы безопасности, установленные в автомобиле, не смогли выполнить своего предназначения, что и было наглядно зафиксировано датчиками, установленными на испытуемом манекене. Tata Nano носит титул «самого небезопасного автомобиля современности».