В последние годы среди европейцев популярны автомобили с дизельными двигателями. Связано это не столько с модой, сколько с прагматичными соображениями – считается, что такая машина менее затратна. Возникает вопрос: если это так, то почему россияне не спешат приобретать дизельные авто?
Мы попытались разобраться в математической стороне этой проблемы. Некоторые модели присутствуют на рынке как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Суммы затрат на их обслуживание мы свели в сравнительные таблицы.
При этом мы не учитывали разницу в стоимости топлива, поскольку она очень незначительна. Как правило, солярка продается на заправках чуть дороже, чем АИ-92 и чуть дешевле, чем АИ-95.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Мы старались подсчитать, во что обойдется обслуживание одной и той же модели от момента приобретения и до достижения 20-тысячного пробега.
Но для начала напомним некоторые ключевые отличия бензиновых и дизельных двигателей.
Бензиновый мотор | Дизельный мотор |
Преимущества | |
Шире ассортимент запчастей и их проще приобрести на российском рынке | КПД двигателя выше, поэтому расход топлива меньше Более высокая степень сжатия и особый характер горения позволяют развить больший крутящий момент |
Недостатки | |
Больший расход топлива. Один из способов решения – установка газобаллонного оборудования.Меньший крутящий момент. Частично решается на турбированных двигателях. | Из-за повышенного внутреннего давления блок цилиндров массивнее, поэтому дизельный двигатель тяжелее.Дизельные версии при одинаковых характеристиках всегда дороже.В условиях русской зимы летняя солярка часто замерзает
Многие запчасти трудно достать в России
Хорошего мастера по ремонту дизельного мотора найти сложнее, и заплатить придется больше |
В продаже присутствуют две бензиновые модификации 1,6 л (102 л. с.) и 2,0 л (135 л. с.), а также 1,5-литровый дизель мощностью в 90 лошадок.
Минимальная комплектация Expression с дизельным двигателем обойдется покупателю в 679 тыс. руб. Расход в режимах город/трасса составляет соответственно 5,9/5 литров на 100 км. При пробеге 20 тыс. км. и среднем расходе 5,3 л на сотню получается, что придется на солярку потратить 35 510 рублей. При этом придется дважды (после каждых 10 тыс. км.) посетить автосервис и заплатить за ТО по 9200 р.
Бензиновый Duster в той же комплектации Expression дилеры предлагают по 614 тыс. руб. Двигатель объемом 1,6 л расходует в режимах город/трасса соответственно 11/7 литров бензина АИ-95 на 100 км. Это означает общие затраты на топливо 57 859 руб. Зато платить за ТО на автосервисе нужно будет всего 8300 и то всего лишь однажды (ТО-15).
Тип двигателя | Цена автомобиля, руб. | Годовые затраты на топливо, руб. | Расходы на ТО, руб. | Итого |
Бензин | 614 000 | 57 859 | 8 300 | 680 159 |
Дизель | 679 000 | 35 510 | 18 400 | 732 910 |
Эта популярная японская модель в России тоже продается в трех модификациях: бензиновые с объемом 1,2 л (115 л.с.) и 2,0 л (144 л.с.) и турбодизельная 1,6 л (130 л.с.).
Дизельный Кашкай в комплектации SE продается за 127 тыс. руб. Сотня пробега отберет из бака от 4,5 до 5,6 литров солярки (трасса и город соответственно). Принимая средний расход за 4,9, получим 32 830 руб. за 20 тыс. км. пробега. После этих тысяч придется пройти первое ТО и заплатить за него 9739 руб.
Более мощный бензиновый мотор на японце обойдется 1 042 000 руб. На сотню пробега он расходует от 5,5 до 9,2 литра, что после 20 тыс. км. составит 48 576 руб. После 15 тыс. потребуется посетить автосервис и заплатить 6510 руб.
Тип двигателя | Цена автомобиля, руб. | Годовые затраты на топливо, руб. | Расходы на ТО, руб. | Итого |
Бензин | 1 042 000 | 48 576 | 6 510 | 1 097 086 |
Дизель | 1 127 000 | 32 830 | 9 739 | 1 169 569 |
Вообще-то лифтбек из Чехии на российском рынке представлен множеством модификаций, но для сравнения мы выбрали близкие по мощности двухлитровый бензиновый (143 л.с.) и дизель объемом 1,4 л (140 л.с.) и среднюю комплектацию Ambition.
Октавия с дизелем обойдется в 964 тыс.руб. Ее аппетит колеблется от 4,3 л на трассе до 6,4 в городском цикле. Чтобы проехать 20 тыс. км., придется выложить 34 170 руб. После 15 тысяч пробега надо будет оплатить первое ТО – 8702 руб.
За турбированный бензиновый агрегат придется выложить 864 тыс. руб. Учитывая, что расход бензина составляет от 4,7 на трассе до 6,4 в городе, общие затраты на 20 тыс. км. пробега составят 37 312 руб. Первое ТО после 15 тысяч оцениваем в 7495 руб.
Тип двигателя | Цена автомобиля, руб. | Годовые затраты на топливо, руб. | Расходы на ТО, руб. | Итого |
Бензин | 864 000 | 37 312 | 7 495 | 908 807 |
Дизель | 964 000 | 34 170 | 8 702 | 1 006 872 |
Этот трудолюбивый немец на российском рынке продается с двухлитровым дизелем в 110 лошадок. Две возможные степени форсировки бензинового мотора объемом 1,2 л дадут итоговую мощность 86 или 105 л.с.
За «каблучок» с турбодизелем покупатель отдаст 894 500 руб. Нормальная езда по трассе даст расход 4,7 л на сотню, а в городе – 6,9 л. Принимая средний расход за 5,1 л/100 км, получим 34 170 руб за 20 тыс. км пробега.
С желающих обзавестись фургончиком с бензиновым мотором дилер запросит 851 700 руб. В режиме трасса/город аппетит этого автомобиля составляет 6,0/8,1 литра на сотню соответственно. Таким образом, 20 тысяч пробега обойдутся в 47 872 руб. Дополнительные 6200 руб. составит плата за посещение автосервиса после 15 тыс. км.
Тип двигателя | Цена автомобиля, руб. | Годовые затраты на топливо, руб. | Расходы на ТО, руб. | Итого |
Бензин | 851 700 | 47 872 | 6 200 | 905 772 |
Дизель | 874 500 | 34 170 | 7 410 | 936 080 |
Для этого француза с футуристической внешностью мы выбрали бензиновую модификацию объемом 1,6 л в комплектации Tendance и аналогичную с турбодизелем того же объема.
В автосалоне минивэн-турбодизель обойдется в 1 104 900 рублей. Машина весьма экономична и поедает за 100 км от 3,8 (трасса) до 4,5 (город) литра солярки. После того, как на спидометре появятся 20 000 км пробега, кошелек владельца похудеет на 26 800 руб. за топливо и еще 18 500 руб. за два визита на автосервис.
Покупатель бензинового семиместного француза выложит 994 900 руб. При довольно скромном расходе 95-го бензина (5,0 на шоссе и 8,6 в городе) все те же 20 тысяч пробега обойдутся владельцу в 45 056 руб, не считая расходов на первое ТО (7670 руб.).
Тип двигателя | Цена автомобиля, руб. | Годовые затраты на топливо, руб. | Расходы на ТО, руб. | Итого |
Бензин | 994 900 | 45 056 | 7 670 | 1 047 626 |
Дизель | 1 104 900 | 26 800 | 18 560 | 1 150 260 |
Пожалуй, пока у читателя не зарябило в глазах от множества цифр, пора остановиться и попробовать сделать выводы из наших подсчетов.
Неумолимая бухгалтерия показывает, что для кошелька содержание дизеля все же более обременительно, чем для аналогичного бензинового мотора. Конечно, фанатичные любители неповторимого урчания дизеля и сочной тяги на пониженных оборотах вряд ли сменят свои предпочтения, но даже им придется согласится, что дизель дороже в эксплуатации. Поскольку речь идет о России, то не стоит забывать и о запчастях – найти нужное наименование, особенно в глубинке, для дизеля гораздо хлопотнее и дороже, чем для бензинового агрегата.
Модель с дизелем, где есть и «механика», и «автомат», и передний, и полный привод, на российском авторынке редкость. Обычно приходится удовлетворяться одним-двумя вариантами. Дилеры оправдываются тем, что нет спроса, и выводить на рынок сразу несколько моделей невыгодно. А спроса нет именно из-за узкого выбора. Получается замкнутый круг.