ESP и принцип ее работы

Часто встречающаяся аббревиатура ESP — сокращение от Electronic Stability Program, означает не что иное, как систему, предназначенную для динамической стабилизации автомобиля. Производители называют систему по-разному, поэтому буквы в аббревиатуре могут меняться (ESC, VSC, VDC, DSTC, DSC), но суть остается прежней: в опасной ситуации ESP помогает справиться с управлением автомобиля.


Иногда ESP называют «системой, поддерживающей курсовую устойчивость», либо «противозаносной», поскольку она стабилизирует положение машины во время маневрирования, предотвращая скольжение вбок и занос. EPS позволяет сохранять траекторию движения, поддерживая курсовую устойчивость на плохом покрытии и при высокой скорости.

Прообразом ESP послужила запатентованная в 1959 году концерном Diamler-Benz система, названная «Управляющим устройством». Идею удалось реализовать в 1994 году, и только с 1995 года ESP производится серийно. Ею оснащали сначала Mersedes-Benz серии CL 600, а спустя некоторое время и машины класса S и SL. Сегодня ESP оборудован практически каждый автомобиль. Итак, как же работает ESP?

ESP и принцип ее работы-2

Система функционирует в связке с антипробуксовочным блоком, с ABS и с блоком, управляющим двигателем. ESP выполняет комплекс контраварийных мероприятий. С помощью блока-контроллера обрабатывается вся информация, поступающая с датчиков, а именно: с датчика контроля давления в рулевой системе, с датчика положения руля и датчика вращения колес.

ESP и принцип ее работы-3

Основные данные поступают с датчика угловой скорости, измеряемой относительно вертикально размещенной оси, а также датчика, замеряющего поперечное ускорение (G-сенсора). Именно ими осуществляется фиксация возникшего на вертикальной оси бокового скольжения. Система EPS всегда знает, есть ли занос, поскольку ей известна скорость, количество оборотов двигателя, положение руля и так далее.

Контроллер, получая сигналы датчиков и сравнивая поведение с данными, заложенными в программе, предупреждает возникновение опасных ситуаций. Он обнаруживает и устраняет отклонения поведения автомобиля от расчетного образца. Давая команду на подтормаживание одного, либо нескольких колес, система возвращает автомобилю безопасный курс. Какое из колес требуется замедлить, ESP определяет самостоятельно, учитывая создавшуюся ситуацию.


Посредством гидромодулятора АБС, отвечающего за создание давления внутри тормозной системы, ESP производит торможение вращения колес. До этого (либо одновременно) на блок, управляющий двигателем, приходит команда на уменьшение крутящего момента колес за счет сокращения подаваемого топлива.

ESP и принцип ее работы-4

ESP активна в любом режиме: при движении накатом, разгоне, торможении. Алгоритм ее срабатывания зависит от типа привода, установленного на машине, и от конкретной ситуации. Так, если во время поворота замечен занос осевой задней части, то блок, управляющий двигателем, получит команду уменьшить подачу топлива. Если воздействие оказалось недостаточным, то с помощью АБС осуществляется торможение переднего внешнего колеса. Дальнейшие действия определяются программным алгоритмом.

Система ESP может корректировать работу трансмиссии автомобиля, оснащенного КПП автоматического типа. Коррекция осуществляется путем переключения на пониженную передачу, либо активации «зимнего» режима (при условии его наличия). Однако водителям, способным виртуозно управлять автомобилем, ESP может служить помехой. Пример: если необходимо добавить газа, чтобы выйти из заноса, а система препятствует этому.

Производители машин, оснащенных ESP, предусмотрели подобные ситуации. Во многих автомобилях имеется возможность отключения данной системы. На некоторых моделях ESP допускает небольшие скольжения и заносы. Таким образом, она позволяет водителю немного пошалить, вмешиваясь лишь при угрозе создания критической ситуации.

Система стабилизации относится к важнейшим элементам комплекса, обеспечивающего безопасность автомобиля. Исправляя допущенные при управлении ошибки, она позволяет разрешать большинство ситуаций, как правило, заканчивающихся полным фиаско для обычного водителя на машине, лишенной системы автоматической стабилизации. При наличии ESP достаточно повернуть руль, и автомобиль определит сам, как ему вписаться в поворот.

Однако, ошибочно полагать, что возможности ESP беспредельны. Система не может исправлять абсолютно все опасные ситуации, поскольку невозможно обмануть законы физики. Необходимо помнить, что хотя ESP и существенно снижает шансы создания аварийной ситуации, она не может освободить водителя автомобиля от необходимости подходить к вождению ответственно и разумно.

Подписывайтесь на автожурнал 2AUTO.su по e-mail, Вконтакте, Facebook или в Twitter, и не пропускайте интересные автомобильные новости.

Опубликовано в рубрике: Поделитесь с друзьями:

Читайте также:



Оставить отзыв

Подпишитесь на обновления:
18 лет Рейтинг@Mail.ru