Словосочетание «советский спорткар» для многих людей звучит как нелепица или оксюморон. Но, несмотря на общее впечатление о советских временах, периодические прорывы автопрома за счет усилий талантливых инженеров имели даже серьезные успехи в гонках. Рассмотрим подробнее модельный ряд 10-ки самых спортивных автомобилей времен существования Советского Союза.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
ГАЗ-А-Аэро
Это первая «ласточка» советского спортивного автопрома послереволюционного периода. Создан ГАЗ-А-Аэро в 1934-м году. Выпущенный в одном экземпляре, автомобиль являлся модификацией ГАЗ-А.
Где находится сейчас раритет никому не известно. Результатом рестайлинга ГАЗа стал новый вид кузова – более обтекаемый. Двигатель был форсирован до 48 «лошадиных сил». Аэродинамичный спорткар мог развивать максимальную скорость 106 км/час, что превышает показатели базовой версии на 16 км/час.
ЗИС-Спорт
Построенный в 1939-м году родстер взял за основу шасси ЗИС-101. Автомобиль также был выпущен в единственном экземпляре. Объем двигателя – 6 л, мощность – 141 л.с., максимальная скорость – 162 км/час.
Получивший одобрение Кагановича и Сталина единственный спорткар ЗИС-Спорт в послевоенное время бесследно исчез.
Победа-Спорт
База известного ГАЗ-М-20 «Победа» широко использовалась в послевоенном производстве автомобилей. Самая удачная модификация — Победа-Спорт.
Это первый спортивный автомобиль, построенный в СССР и имеющий несколько экземпляров. Прекрасная аэродинамика обеспечивалась уникальным для того времени кузовом, изменение двигателя позволило развивать скорость до 190 км/час. На счету Победы-Спорт находятся 3 всесоюзных рекордов по скорости.
ГАЗ-Торпедо
Это уже следующая модификация автомобиля «Победа». Построенный в 1951-м году ГАЗ-Торпедо значительно превзошел своей оригинал.
При создании кузова использовались новые чертежи и авиационные технологии, это позволило создать машину весом всего 1,1 тысячу кг. Величина максимальной скорости по сравнению с Победой-Спорт не изменилась, но на счету ГАЗ-Торпедо – сразу 2 скоростных рекорда союзного масштаба.
ЗИС-112
Над созданием этого спорткара СССР трудился коллектив конструкторов под руководством Валентина Росткова, известного своим вкладом в создание довоенного автомобиля ЗИС-Спорт. В дизайне ЗИС-112 отмечаются необычные для Союза и даже напоминающие Америку черты: 6-метровый кузов, диван на 3 места, круглая форма решетки на радиаторе, одна центральная фара.
Вес автомобиля достигал 2,5 т, мощность 6-литрового двигателя – 182 л.с., а максимальная скорость – 204 км/час. Позднее мощность подняли до 192 «лошадей» и скорость возросла до очередного рекорда – 210 км/час. Новый ЗИС-112 обладал серьезным техническим недостатком: в силу неправильного распределения большого веса спорткар терял управление на повышенных скоростях. Это обуславливало очень редкое участие машины в спортивных соревнованиях.
ЗИЛ-112С
Этот автомобиль считается настоящим прорывом спортивного автопрома СССР. Изготовленный в 1961-м году в количестве 2 экземпляра, первый автомобиль впервые получил оснащение 6-литровым V8 с мощностью 240 «лошадиных сил», второй – 7-литровый мотор с мощностью 270 л.с. Масса спорткара – 1,33 т. За 9 сек автомобиль разгонялся до 260 км/час. В период 1963-1965 годы на счету ЗИЛ-112С появилось 5 всесоюзных рекордов, достигнутых на гоночных спортивных трассах.
7, 8, 9 и 10 места – модели «КД» (Кузьма Дурнов), «ГТЩ» (Гран Туризмо Щербининых), Лаура и Юна. Период 1970-х годов – активизация автоспортивной индустрии в гаражах народных умельцев и отъявленных энтузиастов. Построенный на основе «Запорожца» миниатюрный родстер «Кузьма Дурнов» имел силовой агрегат в 30 л.с. и развивал скорость 120 км/час.
Для строительства спортивного купе «Гран Туризмо Щербининых» понадобились кузов и запасные части «Волги». Спорткар обладал максимальной скоростью в 150 км/час. Собранный в 1982-м году автомобиль «Лаура» имеет своей родиной небольшую мастерскую на ленинградской окраине.
Машину даже одобрил М. Горбачев и одобрил ее участие в международных выставках от лица СССР. На счету спорткара много наград и достижений. Спортивная машина «Юна» имела единичное исполнение. Была построена в 1982-м году и до сих пор модифицируется умельцами. Обладающая базой от «Волги», совсем недавно Юна обзавелась новым двигателем от модели BMW 525i.