Советские электромобили

В нескольких крупных городах России официальные дилеры LADA предлагают произвести тест-драйв электромобилей ELLada. АвтоВАЗом в регионы доставлены 30 автомобилей, готовится к отправке более крупная партия. Максимальная скорость произведенного на основе Lada Kalina электрокара составляет 130-140 км/ч, его запас хода составляет 150 км.

Серийный образец обошелся производителю в 1,25 миллиона рублей, стоимость проекта эквивалентна 10 миллионам евро. Для сравнения: на Mitsubishi i-MiEV, японского конкурента электрокара АвтоВАЗа, было затрачено около 990 000 рублей – очевиден расчет производителя на покупательский интерес. Стоит отметить, что ELLada – вовсе не первая модель отечественного электромобиля. Предлагаем сделать небольшой экскурс в историю, чтобы познакомиться с предшественниками автомобиля ELLada, разработанными в СССР.

ЛЭТ – электрический мусоровоз

Советские электромобили2

В 1935 году в СССР на базе ГАЗ-А был создан первый опытный образец электрокара. В тот же период времени советскими инженерами на платформе ЗИС-5 был построен электромусоровоз, получивший название ЛЭТ (аббревиатура происходит от названия «Лаборатория Электрической Тяги», располагавшейся в институте МЭИ). Вес автомобиля в снаряженном состоянии составляет 4,2 тонны.

Электрокар мог перевозить два контейнера, весивших в наполненном состоянии до 1,8 тонн, а общая масса аккумуляторов, расположенных в деревянных ящиках позади кабины, составляла 1,4 тонны. Мусоровоз мог развить скорость до 24 км/ч, без подзарядки он проезжал до 40 км, управление скоростью осуществлялось с помощью контроллера с 7 режимами.

Электромобили НАМИ


Советские электромобили3

Электромобили НАМИ-751 и НАМИ-750, грузоподъемностью 1,5 и 0,5 тонн соответственно, были выпущены «НАМИ» — центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом в 1948 году. С их помощью перевозили почтовые грузы в Ленинграде и в Москве.

Каждый электромобиль оснащался двумя электродвигателями, работавшими сначала от свинцовых элементов питания, позже – от батарей железоникелевого типа. «НАМИ»» по своим тактико-техническим характеристикам превосходили первые автомобили: их максимальная скорость составляла 36 км/ч, они могли преодолевать 55-70 километров без подзарядки. Этот же институт спустя несколько лет разработал на основе троллейбуса СВАРЗ первый в СССР электробус, вмещавший примерно 70-80 человек, однако данный проект не возымел успеха.

Электромобили на основе УАЗ

Советские электромобили4

Интерес советских инженеров к электромобилям значительно возрос. УАЗ стал самым распространенным автомобилем, на основе которого разрабатывались многие электрокары. Первые автомобили на электрической тяге были созданы в 1974 году, с их помощью перевозили колбасные изделия.

Спустя 4 года «УАЗ 451ми» стали оснащать установкой, подающей переменный ток, а также зарядным устройством, обеспечивающим возможность зарядки батареи от любой сети. Наш УАЗ был единственным электрокаром, работающим на переменном токе, среди транспортных средств, представленных в октябре 1978 года на проходившей в Филадельфии всемирной выставке. Сегодня же практически все современные модели базируются на данной технологии.

Электрокары РАФ, ЗАЗ, ЕрАЗ

Советские электромобили5

 

Советские электромобили6

Советские электромобили7

Волна интереса к электромобилям подтолкнула к активности и других производителей: РАФ, ЗАЗ, ЕрАЗ. Первым выпущенным в СССР легковым электрокаром стал ЗАЗ-968. Электрические микроавтобусы, использовавшиеся в качестве маршруток-такси, были построены на основе РАФ-2203.

Именно они играли роль судейских автомобилей на соревнованиях во время олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году. Активно велись работы по созданию электрокара и на ЕрАЗ: 26 образцов были отправлены с завода на испытания. Самым удачным образцом был признан ЕрАЗ-3730, однако, по причине сбоев, случавшихся в работе источников питания, проекты ЕрАЗ-3730 не получили дальнейшего развития.

Электромобили ВАЗ

Советские электромобили8

По количеству концептов электромобилей, созданных в СССР, лидером является Волжский Автомобильный Завод. Было выпущено полсотни электрокаров без задних окон и дверей, прототипами которых послужил автомобиль ВАЗ-2102.

Советские электромобили9

 

Однако, электромобиль имел небольшой запас хода, поскольку его питание осуществлялось от никель-цинковых батарей. Позднее были произведены ВАЗ-1801 «Пони», ВАЗ-2702, ВАЗ-2802, а также ряд схожих концептов небольших грузовых автомобилей.

Советские электромобили10

 

Разрабатывались электрические варианты «девятки» — ВАЗ-2109Э, «Оки» — ВАЗ-1111Э. Электромобиль ВАЗ-2131Э — «Нива», скорость которого достигала 80 км/ч, стал одним из последних «доперестроечных» концептов ВАЗа.

Подписывайтесь на автожурнал 2AUTO.su по e-mail, Вконтакте, Facebook или в Twitter, и не пропускайте интересные автомобильные новости.

Опубликовано в рубрике: Поделитесь с друзьями:

Читайте также:



Оставить отзыв

Подпишитесь на обновления:
18 лет Рейтинг@Mail.ru