Простые советские граждане могли позволить себе приобрести машину. Однако, люксовые автомобили в СССР были доступны лишь высшему партийному руководству. Поскольку с началом перестройки появилась опасность появления конкурентов – компаний, выпускающих иномарки, советский (позже – российский) автопром пытался создать достойного соперника «шестисотому», а также иным машинам бизнес-класса и представительским автомобилям. Что из этого получилось? Давайте попробуем разобраться.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 – автомобиль, который на начальных этапах разработки должен был заменить ЗИЛ-41041 – представительский седан, использовавшийся для передвижения Михаилом Горбачевым.
Президент дал указание заменить устаревшую модель, после чего была начата разработка новой машины ЗИЛ-4101 согласно западным моделям. В 1985 году успешно закуплен автомобиль Rolls-Royce, модель Silver Spirit, использовавшийся в качестве образца. Конечный продукт обрел черты шведского авто Volvo 760 и Cadillac Fleetwood Limousine выпуска 1985 года.
Хотя внешность ЗИЛ-4102 отличалась большей демократичностью, роскошь салона данной модели поражала: в нем было установлена система с десятком аудиодинамиков, сиденья комплектовались электроприводом, имелся и бортовой компьютер, оснащенный синтезатором речи, что для конца 80-х было инновацией.
Его 7,68-литровый двигатель V8 имел мощность, равную 315 лошадиным силам, он обеспечивал разгон автомобиля до скорости, равной сотне километров в час, достигаемой всего за 10,5 секунды. 20 литров топлива расходовалось на сотню километров. Данная разработка с автоматической коробкой передач чем-то не угодила Горбачеву, занимавшему в те времена пост президента, и проект закрыли. Автомобиль ЗИЛ-4102 остался в количестве всего двух экземпляров.
ГАЗ-3105
В 1983 году впервые заговорили о новой разработке — ГАЗ-3105. Создатели модели столкнулись с трудностями с самого начала: из-за катастрофической нехватки денег было сложно сделать выбор – строить ли машину «с нуля» или же приобрести лицензию на иностранные аналоги.
С 1986 по 1988 год завод изучал Ford Scorpio, Chrysler Interpid, Peugeot 605, однако, более всего заимствований для ГАЗ-3105 было сделано у Audi 100.
Испытания модели стартовали в 1988 году, и уже к 1990 году было произведено 24 автомобиля. Стоимость ГАЗ-3105 была равна стоимости иномарок такого же класса и составляла от 50 до 60 тысяч долларов.
Очевидна причина, по которой никто не спешил приобрести ГАЗ-3105. 1992-1996 года – период, в который было произведено всего 55 автомобилей, и на этом история ГАЗ-3105 была окончена.
Модель москвича «Иван Калита»
«Иван Калита» — Москвич-2142, который был представлен на MIMS-98 – международном автосалоне, проходившем в Москве в 1998 году. В дизайне седана бизнес-класса, грубо слепленного с американских автомобилей Cadillac и Lincoln, легко угадывался Москвич.
Салон был отлично обустроен: в нем имелись стеклоподъемники, холодильник, кондиционер, CD-проигрыватель, чехлы кресел были выполнены из кожи. Спроса на автомобиль не было из-за высокой цены, сборка производилась поштучно. В итоге «Иван Калита» ухудшил дела завода, которые и без этого шли неважно. АЗЛК он стал одним из последних выпущенных автомобилей.
ГАЗ-3111
Очередным флагманом ГАЗа должна была стать Волга 3111. Электроника Bosh, современный внешний вид, детали, заимствованные у иномарок (двигатели Toyota были установлены на некоторых модификациях данного автомобиля) – создатели машины рассчитывали на интерес покупателя.
Однако, при сомнительном качестве исполнения стоимость, составлявшая с набором всех опций примерно 30 000 долларов, была более чем высока. Машин ГАЗ-3111 было выпущено около 500, после чего место данной модели занял более перспективный автомобиль Volga Siber.