Как ездить на летней резине зимой

Пришло время менять летнюю резину на зимнюю. Но обстоятельства складываются по разному, может так случиться, что вы окажетесь на зимней дороге в автомобиле, «обутом» в летние шины. Как правильно ехать, чтобы добраться живым и невредимым до пункта назначения? Об этом и пойдет далее речь.

Эта статья не является призывом к тому, чтобы игнорировать правила эксплуатации автомобилей применительно к смене сезона. И строки эти адресованы тем читателям, которых зима застала врасплох, в результате чего не было возможности «переобуться».

Менять резину следует, не дожидаясь морозов и метелей, когда показания среднесуточной температуры воздуха опустятся ниже плюс 5°С. Этот момент лучше отследить по данным многочисленных сайтов, посвященных прогнозам погоды. Это уже предупреждение о том, что хотя днем может быть и гораздо теплее +5 градусов, ночью и утром возможны заморозки, которые способны превратить пролившийся вечером осенний дождик в ледяную корочку, именуемую на языке метеорологов «гололедицей». Выехать в этот момент на летней резине – значит подвергнуть себя, своих пассажиров и других участников дорожного движения опасности.

Но бывают обстоятельства, в результате которых вы все-таки оказались на зимней дороге в автомобиле на летней резине:

  • зимой вы практически не выезжаете из гаража, но именно сегодня необходимо съездить по срочным делам;
  • вы едете на шиномонтажку с зимними шинами в багажнике;
  • направляетесь в магазин, гараж и т.д. за зимней резиной;
  • да мало ли куда нужно срочно ехать, но при этом не успели «переобуться».

Естественно, возникает желание посоветовать нанять эвакуатор или такси. Но когда в начале сезона половина автовладельцев думают о том же, то цены на услуги эвакуатора взлетают до небес.

Вот мы и добрались до практических рекомендаций по зимнему вождению на летней резине.

Если на дороге ледяное «зеркало», то лучше оставить автомобиль на стоянке, так как летняя резина довольно жесткая, а при минусовой температуре она еще больше твердеет и совершенно теряет сцепление со скользкой дорогой.

 


Как тогда ехать, ведь ехать-то нужно?

Очень медленно и крайне аккуратно. Не совершая резких маневров, плавно увеличивая обороты двигателя до средних значений, или немного выше. На машинах с автоматической КПП двигаться рекомендуется только в ручном режиме, так как АКПП отрегулированы на движение с режимами, направленными на экономию топлива и поддержание минимальной токсичности выхлопных газов.

Как двигаться – понятно, но как замедлить движение и остановиться? На АБС рассчитывать не следует, поскольку компьютер просто не позволит затормозить, не получив от датчика АБС хоть какой то сигнал от вращения колеса, которое с самого начала пойдет юзом. Замедление хода целесообразнее выполнить при помощи торможения двигателем, аккуратно сбрасывая газ. Передача должна быть включена невысокая при средних оборотах двигателя, иначе сброс газа не приведет к замедлению вращения коленчатого вала.

Если необходимо ехать по гололеду на летней резине, временным решением проблемы могут стать цепи противоскольжения, продающиеся в каждом авто-магазине. Такие цепи крепятся на колеса и применяются водителями грузовиков при необходимости преодолеть подъем в условиях гололеда.

цепи на колесах

Цепи решат проблему сцепления колес с дорогой, но при этом нужно будет забыть о комфорте, поскольку езда с цепями на колесах будет сопровождаться лязгом и скрежетом. Кроме снижения комфортности, цепи на колесах ведут к снижению управляемости автомобиля. Но ради безопасности некоторый дискомфорт можно и потерпеть.

Некоторые не слишком опытные водители переднеприводных автомобилей, не имея достаточных средств, приобретают 2 зимние шипованные покрышки и устанавливают их на передние (ведущие) колеса своего авто, оставляя на задней оси летние шины. По глубокому убеждению таких автовладельцев, надежное сцепление с дорогой теперь обеспечено. Да, но…только до первого поворота на гололеде. По законам физики, которые никто не отменял, в повороте заднюю часть автомобиля центробежная сила начинает неминуемо тянуть в обратную от направления поворота сторону. А задние колеса, «обутые» в летнюю резину, не обеспечивают сцепления со скользким дорожным покрытием. И неминуемо машина срывается в занос.

управляемый занос

Если по такому же принципу «переобувать» заднеприводный автомобиль, монтируя при этом шипованную резину на задние (ведущие) колеса, то многократно увеличивается опасность сноса в повороте передней части автомобиля.

Подводя итоги результатов подобного варианта «переобувания», следует однозначно высказаться против подобных методов решения проблемы. Разве только можно посоветовать этот способ любителям «дрифта с передним приводом». Но дрифтовать в этом случае можно только на пустынных площадках при полном отсутствии зрителей, поскольку наблюдение неуправляемого заноса может стать для них опасным.

 

Выход из заноса

Водители со стажем, для которых предстоящая зима далеко не первая, могут пропустить этот абзац. Но азбучные истины, о которых пойдет речь, являются тайной за семью печатями для тысяч выпускников автошкол, в которых с большой долей вероятности их не обучали управлению автомобилем в экстремальных ситуациях.

Представьте себя за рулем переднеприводного автомобиля, входящего в поворот на скользкой дороге. Вдруг вы чувствуете, что зад машины начинает заносить в сторону, противоположную повороту. Что при этом делает новичок? Резко сбрасывает газ и жмет на тормоз. В результате занос только увеличивается, заднюю часть автомобиля разворачивает в сторону движения, и он срывается в неуправляемый занос. Последствия этого процесса непредсказуемы.

Действия водителя должны быть прямо противоположными. При заносе необходимо наоборот нажать на газ, чтобы передние ведущие колеса выровняли автомобиль. Руль при этом необходимо повернуть в сторону заноса. И поворот рулевого колеса, и ускорение должны быть адекватными. Действия водителя должны быть при этом хладнокровными.

 

Выводы

Озвученные рекомендации необходимо закрепить на практике, поскольку теория остается теорией без применения в конкретных условиях и за рулем конкретного автомобиля. Тренировка на дороге и трассе может обойтись очень дорого, поэтому выберите свободную площадку, возьмите с собой опытного водителя и вперед – отрабатывайте приемы торможения на скользкой дороге и выход из заноса. Количество часов таких тренировок должно быть достаточным для того, чтобы довести действия в экстремальных ситуациях до автоматизма.

ESP

Кто-то может возразить, что электронные системы безопасности (ABS – антиблокировочная система, ESP – система стабилизации), которыми оснащены все современные автомобили уже в базовой комплектации, смогут обеспечить курсовую устойчивость в экстремальной ситуации.

Задачей электроники упомянутых систем является устранение возникшей блокировки колес в процессе торможения, но никакая электроника не будет думать за водителя, на какой угол следует повернуть рулевое колесо для вывода автомобиля из заноса и снизить скорость до безопасного значения вплоть до экстренной остановки. Любой «нафаршированный» электронными системами безопасности автомобиль останется всего лишь грудой металла без осторожного и опытного водителя, имеющего практические навыки контраварийной подготовки.

Подписывайтесь на автожурнал 2AUTO.su по e-mail, Вконтакте, Facebook или в Twitter, и не пропускайте интересные автомобильные новости.

Опубликовано в рубрике: Поделитесь с друзьями:

Читайте также:



Оставить отзыв

Подпишитесь на обновления:
18 лет Рейтинг@Mail.ru